Российская национальная библиография

Начальная страница

Шедевры национальной библиографии

Соборное уложение – первый печатный свод законов Русского государства, памятник русского права XVII в. Уложение было принято на Земском соборе 1649 г.и действовало вплоть до 1832 г., когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М.М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.

Составление подобного документа было необходимо для укрепления государственной власти. В Соборном уложе нии был определен статус главы государства – царя, самодержавного и наследного монарха. Документ содер жал комплекс норм, регулирующих важнейшие отрасли государственного управления: прикрепление крестьян к земле, режим въезда и выезда из страны, вопросы, свя занные со статусом вотчин и поместий. В Уложении был прописан перечень преступлений и следующих за ними наказаний.

Особенности школьного образования в юго-западной Руси оказали влияние на издание там целого ряда грамматик. Одним из первых подобных пособий было издание, составленное церковным и общественным деятелем М. Смотрицким. Книга была опубликована в Великом княжестве Литовском в 1618-1619 гг. «Грамматика» состояла из четырёх частей: орфография, этимология, синтаксис, просодия. В тексте приведено множество примеров, облегчающих усвоение правил. М. Смотрицкий первым ввел букву «г» и узаконил упот ребление буквы «й»; установил правила буквенного обозначения гласных и согласных, использования заглав ных букв, разделительных знаков.

Иллюстрированный букварь К. Истомина, выпущенный в 1694 г., стал важной вехой в истории русского печатного учебника. Впервые букварь освободился от своего тради ционного спутника – набора религиозных текстов. Страни цы издания украшены гравюрами Л.Бунина с изображени ями людей, животных, растений, предметов труда и быта. Наименования изображений являются материалом для чтения.

30 марта 1716 г. в истории России произошло важное событие - утверждение Петром I «Устава воинского». Благодаря этому военно-правовому документу в стране было закреплено создание регулярной армии, были определены все стороны ее жизни и деятельности. Например, в документе излагались права и обязанности высших военных чинов, была регламентирована организа ция полевого штаба, полевых лазаретов и др. Новый воинский устав стал результатом многолетнего труда царя и его сподвижников, в числе которых - генерал А.А.Вейде, государственный деятель А.А.Виниус, дипло мат Я.В. Брюс и др.

В 1718 г. в Москве был опубликован перевод с латинского языка книги немецкого географа Б. Варениуса. Издание было подготовлено русским писателем и издателем Ф. Поликарповым по приказу Петра I в качестве учебного пособия для Морской академии.

«Генеральная география» – первый со времен античной древности опыт широкого общеземлеведческого обобще ния. Труд включал новые знания о Земле, собранные в эпоху Великих географических открытий. Значительное внимание в работе уделено Мировому океану: предприня ты попытки определить его объем, в книгу включена информация о морских течениях, впервые выделен самостоятельный Южный океан, который долгое время спустя обозначался на картах Мира.

Произведение австрийского инженера Ф. Боргсдорфа было опубликовано по распоряжению Петра I в Москов ской типографии в 1709 г. Труд содержал в себе материалы о главных правилах сооружения крепостей, способствую щих успешной обороне даже при немногочисленном гарнизоне.

Произведение, составленное амстердамским издателем К. Аллардом, было опубликовано на русском языке в 1705 г. Оно содержало полное руководство по строит ельству корабля со всеми его внешними частями и разме рами, описание спуска судна на воду. Издание включало иллюстративный материал, подготовленный голландским гравером П. Пикартом. На изображениях были представ лены боты и шлюпки, корабельные краны, якоря, галеры, компасы, маяки, корабельные флаги, вооружение судов. В 1990-х гг. этот труд был использован в качестве руково дства при постройке копии корабля петровской эпохи «Штандарт»в Санкт-Петербурге.

Победа русских войск под Полтавой в 1709 г. празднова лась особенно торжественно. В Москве была возведена триумфальная арка, расписанная многочисленными картинами на сюжеты, заимствованными из греко-рим ских мифов, сказаний Овидия, исторических сочинений Тита Ливия и др. Для толкования этих изображений в 1709 г. в Москве была опубликована книга, на страницах которой подробно разъяснялись те или иные античные мифы. Фронтисписом издания стала гравюра на меди, выполненная М.Д. Карновским и изображающая всадника на коне, попирающего льва и змия.

Богато иллюстрированное издание было выпущено в Петербурге в 1831 г. Книга представляет справочник, где каждая буква алфавита представлена изображением с подписями на русском, немецком и французском языках и подробным описанием.

На страницах издания встречаются курьезы. Например, буква "Е" сопровождена изображением единорога и аннотацией: "Единороги живут во многих частях Африки и особливо в Эфиопии".

Детский альманах был составлен драматургом и поэтом Б. Федоровым. Книга содержала самый разнообразный материал и предназначалась для семейного чтения. В состав издания были включены смешные и серьезные истории, нравоучительные беседы и басни, пьесы, загадки и игры.

Морализаторские рассказы, помещенные в альманах, отличались открытой дидактичностью: учили терпению, осмотрительности, предостерегали от совершения дурных поступков, учили тому, как правильно выбирать друзей и др. Значительную часть альманаха составляли религиозные тексты и переводы зарубежных авторов.

Перевод на русский язык книги французского писателя Ниона был опубликован в 1817 г. и пользовался высоким спросом. Уже к концу XIXв. издание было весьма редким. В основе книги – теория английских педагогов Дж. Ланкас тера и Э. Белля. Ее авторы предлагали метод обучения старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Плюсами подобного подхода к обучению было то, что система стимулировала старших учащихся к само образованию. Помимо этого, объяснение материала младшим школьникам давалось на доступном им уровне, так как нивелировалась разница в возрасте и интеллекту альном развитии.